Кто не смотрел этот замечательный вестерн - рекомендую и как вестерн, и как фильм про покер
Вы знаете Дока Холлидея. Вы не можете его не знать. Сколько раз он насмешливо смотрел в лицо смерти в то время, как вы, уютно расположившись в кресле перед экраном, с замиранием сердца смотрели на него. Многие актеры, начиная с Цезаря Ромеро в 1939-м и заканчивая Рэнди Куайтом в 1999 году, представали перед нами в образе Дока Холлидея, этого удивительного героя Старого Запада, легендарного игрока, стрелка и джентльмена. Не всегда и не во всем этот образ был правдоподобен, он часто грешил неточностями, а то и вовсе искажал характер реального героя. Быть ближе всего к оригиналу удалось лишь Валу Килмеру в фильме «Тумбстоун» (Tombstone), снятому в 1993 году. Док Холлидей Вала Килмера больше всего похож на самого себя - высокий, стройный, привлекательный молодой человек, одетый со вкусом и по последней моде, говорящий с аристократическим джорджийским акцентом, образованный и остроумный, бесстрашный враг и преданный друг.
Джон Генри Холлидей родился в Гриффине, штат Джорджия, 14 августа 1851 года. Его отец, по образованию фармацевт, а по призванию солдат, за свои заслуги перед родиной получил неплохой участок земли в Вальдосте, где в основном и прошли детство и отрочество Джона. Мать, воспитанная в лучшая традициях Юга, давала сыну все, что знала и умела сама: обучала игре на фортепиано, прививала изящные манеры, словом, воспитывала сына настоящим джентльменом. Джон получил классическое образование в институте, хорошо проявил себя в таких областях, как риторика, литература, математика, латынь, древнегреческий и французский языки. У него были великолепные способности к наукам, но в то же время он унаследовал и решительный, задиристый нрав отца, что уже в юности доставляло его родителям немало хлопот.
Так, например, чтобы спрятать сына от преследования полиции за потасовку с применением огнестрельного оружия (Джон с детства хорошо стрелял), отец отправил его к кузену Роберту Холлидею, который основал Пенсильванский колледж зубной хирургии. В 1870 году Джон поступил в это учебное заведение и просто влюбился в свое новое занятие. Через два года он уже открыл свой зубоврачебный кабинет в Атланте, штат Джорджия. К сожалению, стоматологической практике не суждено было стать делом всей жизни Холлидея: спустя два года у него обнаружили туберкулез на неизлечимой стадии. Это было невероятным потрясением для Джона, всей его зубоврачебной практике пришел конец. Понятно ведь, что никто не станет лечить зубы у кашляющего доктора. Он понимал свою обреченность: в детстве он видел, как от туберкулеза умирали его мать и приемный брат Франциско Идальго, мексиканский мальчик, которого усыновил отец после американско-мексиканской войны. И все-таки оставалась надежда замедлить течение болезни, уехав в более сухие и теплые края. Джон Холлидей выбрал штат Техас.
Едва ему стало лучше, он снова попытался открыть стоматологический кабинет. Док отчаянно хотел быть дантистом, ему нравилась его работа, но нужно было смотреть правде в глаза: клиентов у него становилось все меньше и меньше, а болезнь развивалась все больше и больше.
В свободное время доктор иногда играл в карты и однажды обнаружил, что вполне может зарабатывать этим на жизнь. И даже существенно больше, чем будучи дантистом. Холлидею не хватало опыта в игре, и он занялся устранением этого пробела. Он изучил все уловки шулеров и способы их разоблачения, провел за игрой бесконечные часы, тренируясь в разные виды покера, фаро и другие игры. Кроме того, доктор отлично владел холодным и огнестрельным оружием, что было немаловажно в кругу его новых знакомых, а ими теперь стали картежники, авантюристы и бандиты. На их фоне он смотрелся весьма необычно – образованный, сыплющий латинскими фразами, бегло играющий на фортепиано. Его манеры джентльмена в совокупности с едким остроумием и пугающим бесстрашием, которое появилось у доктора вместе с болезнью, делали его весьма запоминающейся личностью.
Отлично передает его характер сцена во время знаменитой бандитской разборки в Тумбстоуне, которая произойдет спустя несколько лет. Когда Холлидей с братьями Эрпами шли на место перестрелки, братья были одеты во все черное и имели хмурый сердитый вид, доктор же напротив выглядел так, словно отправлялся на парад – в сером новеньком костюме он шел, насвистывая, с высоко поднятой головой.
Доктор Холлидей искал смерти. Он был уверен, что погибнет в одной из многочисленных перестрелок, многие из которых сам же и провоцировал. По его собственному признанию, он мог потерять свою жизнь девять раз: четырежды через виселицу и пять раз, поймав пулю. Но, видимо, его бесстрашие пугало даже саму смерть. (Она придет к нему, когда он будет безоружен и уже не сможет держаться на ногах. Не потому что пьян, а потому, что тяжело болен).
Холлидей много пил. Невероятно много. Вино помогало притупить муки его болезни. Но удивительное дело – его организм отлично переносил алкоголь, и если от обычной для доктора дозы спиртного другой человек уже давно бы не смог встать, то Холлидей твердо держался на ногах и снайперски стрелял. О реакции доктора и его мастерстве владения револьвером ходили легенды. Однажды это мастерство помогло ему найти лучшего друга.
Это произошло не то в Додж Сити, не то в форте Гриффин, в одном из игорных салонов. В один, как говорится, прекрасный день салон пришли грабить заезжие ковбои. Прибывший вскоре на место преступления помощник шерифа Вайетт Эрп с успехом арестовал нескольких бандитов, но один из них уличил момент, чтобы прицелиться Эрпу в спину. Для горе-бандита это был неудачный день, так как револьвер доктора Холлидея, сидевшего в это время за соседним столом, оказался быстрее. Доктор спас жизнь блюстителю порядка и приобрел в его лице верного друга.
Дружба с Эрпом и его братьями внесла в и без того неспокойную жизнь доктора еще больше напряжения и опасности. Постоянные разборки и перестрелки с бандитами то и дело оканчивались ранениями и даже смертью кого-либо из друзей Дока. Но и сам Док был очень опасным противником как в бою, так и за карточным столом.
Джон Холлидей был очень вспыльчивым нервозным человеком. Его легко можно было вывести себя. Рассказывают, что садиться за карты с доктором Холлидеем было сравнимо с игрой в рулетку. Любой конфликт он решал с помощью своего никелированного револьвера. Так случилось с одним хулиганом из форта Гриффин, который сел играть с доктором в покер и нарочно стал провоцировал его, рассматривая отыгранные карты. Дважды Холлидей предупредил его, что это противоречит правилам, в третий же раз он просто хладнокровно высадил в хулигана всю обойму. В техасском Джексборо препирательство в игре в покер закончилось тем, что доктор выпустил несколько пуль в своего оппонента. К сожалению, убитый оказался солдатом соседнего форта Ричардсон, а это преступление грозило Холлидею смертной казнью. И это далеко не все игры, которые доктор заканчивал столь кровавым способом. Удивительное дело, но его никогда не арестовывали за убийство.
Док Холлидей прожил всего 36 лет, последние четырнадцать из них он провел в поисках приключений, как за картежным столом, так и вне его. Только постоянная опасность и драйв, как сказали бы сегодня, давали ему ощущение жизни, помогали отвлечься от болезни. Она окончательно свалила его осенью 1887 года. Он провел свои последние дни в Гленвуд Спрингсе, штат Колорадо, в санатории для больных туберкулезом. Это случилось 8 ноября. Говорят, доктор перед смертью приподнялся в постели, посмотрел с улыбкой на свои ноги, выпил виски и умер. Он всегда думал, что умрет, будучи обутым в свои ботинки, в какой-нибудь из потасовок.