Интересная статья о мнемонике, можно почитать по ссылке (
http://esquire.ru/memory?page=2). Но для покеристов будет более всего интересен этот отрывок.
...Когда мы учимся печатать, неуверенное однопалое поклевывание довольно быстро сменяется следующей фазой, когда мы осторожно набиваем текст двумя руками, пока наконец пальцы не начинают свободно бегать по клавиатуре, а сам процесс становится бессознательным. Тут прогресс затормаживается, и большинство людей на этом и останавливаются. Это называется достичь потолка. Довольно странно, если задуматься. Нас учили, что непрерывная практика доводит навык до совершенства, а ведь многие сидят за клавиатурой по несколько часов в день. Так почему ж они не продвигаются?
В 1960-х психологи Пол Фиттс и Майкл Познер попытались ответить на этот вопрос, разделив процесс приобретения навыков на три этапа. На первом, известном как когнитивная фаза, мы осмысливаем задачу и открываем для себя пути для достижения мастерства. Вторая, ассоциативная фаза, требует от нас меньшей концентрации, мы делаем меньше грубых ошибок и повышаем эффективность. И наконец мы доходим до стадии, которую Познер и Фиттс назвали автономной: мы достигли необходимого уровня, и практически переходим в режим автопилота. Смену фаз можно даже проследить при томографировании испытуемого, получившего новое задание: части мозга, отвечающие за осознанные суждения, становятся менее активными, уступая место другим участкам. Этот феномен можно обозначить как «о’кей плато».
Раньше психологи полагали, что «о’кей плато» обозначает верхнюю границу врожденных способностей. Иными словами, выше головы не прыгнешь. Однако Эрикссон и его коллеги неоднократно приходили к выводу, что плато — это лишь наши представления об удовлетворительном уровне.
Люди, добившиеся серьезных успехов, чаще всего двигаются по схеме, позволяющей избежать автономной стадии. Музыканты-любители, например, садясь за инструмент, большую часть времени играют музыку, в то время как профессионалы тратят силы на изнурительные упражнения и без конца повторяют сложные места партитуры. Так же и фигуристы-чемпионы большую часть тренировки отрабатывают прыжки с проблемным приземлением, тогда как менее амбициозные спортсмены повторяют уже усвоенные фигуры. Совершенствование подразумевает постоянное продвижение за рамки того, что мы считаем пределом своих возможностей, а затем подробный разбор того, что и как у нас не получилось.