Покер и соционика
Добавлено: 29 окт 2008, 12:57
Я управляющий Goplay. Кроме покера я занимаюсь еще и психологией, но до этого момента как-то не складывалось соединить эти два дела. Вот журнал "Покер" предложил написать об этом статью. Может, она покажется интересной игрокам. Готов ответить на вопросы.
Соционика - это наука об информационном обмене. Ее можно применять везде, даже в покере. Она помогает понять, как люди общаются, а в покере это важно. Причем, чтобы ей пользоваться, не надо быть ученым. Основу заложил Карл Юнг, а доработали теорию советские ученые.
*****************
Каждый игрок в покере знает – информация, поступающая от наблюдения за поведением оппонентов подчас не менее важна, чем карты у него на руках. Существуют различные методики для выявления внутреннего состояния соперников за столом. В основном, многие из них основываются на том, как проявляются внешние признаки людей в ситуации игры. Психологи учат нас интерпретировать подаваемые сигналы и использовать это для контроля над ситуацией.
Однако, зачастую эти рекомендации носят «наблюдательный» характер, и лишают игрока возможности творчески подходить к осмыслению процесса. Кроме того, интерпретация сигналов может быть противоречивой. Пресловутый «язык тела» не всегда имеет под собой какую-либо систему, а ведь многие покерные игроки как раз привыкли к системному подходу.
Человек в любой жизненной ситуации постоянно находится в процессе приема и передачи информации. Покерный стол – не исключение. Но информация, которая валится на нас, неодинакова по своей структуре, и человеческий мозг устроен так, что может обработать лишь часть всего спектра, иначе наступит перегрузка. Каждый из нас обладает индивидуальным способом восприятия информации, поэтому мы все такие разные. Однако эти индивидуальные на первый взгляд способы тоже можно систематизировать. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг предложил разделять принимаемый и выдаваемый информационные потоки определенным образом, так что получилось четыре различных способа.
Все мы не раз сталкивались с людьми конкретными и рассеянными. Так вот люди конкретные, живущие «здесь и сейчас», называются «сенсориками», и информация поступает к ним прямо и последовательно. А те, которые выглядят более рассеянными, называются «интуитами», и информация к ним поступает спонтанно, в виде образов.
Выдача информации по Юнгу также происходит двумя способами. Одна часть людей выдает информацию объективно и беспристрастно, опираясь на нормы и законы, их называют «логиками». А другая – субъективно, основываясь на человеческих чувствах и отношениях – они называются «этиками».
Что же дает нам такая классификация? Начнем с того, что поскольку покер – игра, сочетающая как конкретику, так и абстрактное начало, по разному будет восприниматься сенсориками и интуитами.
Вот перед вами сидят ваши соперники. У одних – взгляд четкий, конкретный, цепкий, направленный непосредственно на объекты. Карты они держат уверенно, поза удобная, телосложение крепкое, они хорошо чувствуют пространство. Это сенсорики. Они предпочитают конкретику во всем. Им хорошо даются те занятия, ход и результат которых ясно очерчен. Они предпочитают скорее синицу в руках, поэтому не склонны делать неосторожных, неосмотрительных, непроверенных шагов.
Другие же смотрят рассеянно, отвлеченно, витая в облаках. Пальцы у них тонкие, иногда даже нервные. Они могут показаться менее уверенными в себе. Но не обольщайтесь – интуиты видят всю ситуацию как бы со стороны. Им легче, чем сенсорикам, заглянуть вперед, в будущее, представить себе возможный исход поединка. Они способны порой мгновенно оценить возможности соперников и использовать это знание себе на пользу. Там где сенсорик будет оценивать и сравнивать то, что он видит глазами, интуит легко составит впечатление на основе невидимых глазу факторов.
Обратите внимание, как ваши оппоненты смотрят на людей. Одни скользят по ним холодным, оценивающим, трезвым взглядом. Кажется, что это безжалостные и беспристрастные игроки. Логики. Они хорошо считают и видят структуру игры. Но как же трудно им считать с лиц чувства соперников. Вся их энергия моментально уйдет на просчет эмоционального состояния других людей. Им легче опираться на правила и логический расчет.
Другие же очень хорошо чувствуют и знают, что кроется под, казалось бы, непроницаемой маской соперника. У них может быть живой, приветливый взгляд. Они предпочитают понять состояние человека, его чувства, настроение, пытаются оценить – как сидящие за столом себя чувствуют, что движет ими, во что выльется их эмоциональное состояние. Это этики. Их более, чем логиков, привлекают в игре общение, возможность обменяться с соперниками эмоциями. Однако они меньше творчества проявляют в расчете комбинаций, предпочитают опираться на схемы и проверенные шаблоны.
Что же получается при сочетании этих групп? Каждый этик или логик может быть сенсориком или интуитом. И вот у нас получилось уже четыре типа, а значит – точность прогнозирования поведения вашего оппонента значительно повышается. Можно достаточно качественно и, главное, красочно описать особенности поведения за столом сенсориков-логиков, сенсориков- этиков, интуитов-логиков и интуитов-этиков. Однако, для каждого из таких описаний нужна целая статья, и я надеюсь продолжить тему в следующем номере.
Вообще, покер - игра более логическая, чем этическая. Соответственно, по моим наблюдениям, логиков в ней больше. Именно для логиков, для того, чтобы облегчить им понимание людей, Карл Юнг и придумал свою типологию. Если этика сочетается еще и с интуицией, человеку бывает тяжело играть – он слишком остро чувствует переживания – свои и соперников. Это мешает игре, хотя бывают и исключения.
Сенсориков и интуитов в покере примерно поровну. Если говорить о «живом» покере. Но вот что касается покера в Интернете – здесь бесспорно будут лидировать интуиты. Именно они спокойно могут «представить» себя сидящими за столом, в то время как они находятся перед монитором. Да им это, в принципе, и не нужно. Их воображение может построить любой виртуальный мир вокруг.
В завершение статьи хочется сказать, что это еще не все, что Юнг мог бы предложить любителям покера. Однако всему свое время. Надеюсь, вам было интересно, и каждый из вас сможет определить, к какому же типу он относится сам. Удачи !
*********************************
Соционика - это наука об информационном обмене. Ее можно применять везде, даже в покере. Она помогает понять, как люди общаются, а в покере это важно. Причем, чтобы ей пользоваться, не надо быть ученым. Основу заложил Карл Юнг, а доработали теорию советские ученые.
*****************
Каждый игрок в покере знает – информация, поступающая от наблюдения за поведением оппонентов подчас не менее важна, чем карты у него на руках. Существуют различные методики для выявления внутреннего состояния соперников за столом. В основном, многие из них основываются на том, как проявляются внешние признаки людей в ситуации игры. Психологи учат нас интерпретировать подаваемые сигналы и использовать это для контроля над ситуацией.
Однако, зачастую эти рекомендации носят «наблюдательный» характер, и лишают игрока возможности творчески подходить к осмыслению процесса. Кроме того, интерпретация сигналов может быть противоречивой. Пресловутый «язык тела» не всегда имеет под собой какую-либо систему, а ведь многие покерные игроки как раз привыкли к системному подходу.
Человек в любой жизненной ситуации постоянно находится в процессе приема и передачи информации. Покерный стол – не исключение. Но информация, которая валится на нас, неодинакова по своей структуре, и человеческий мозг устроен так, что может обработать лишь часть всего спектра, иначе наступит перегрузка. Каждый из нас обладает индивидуальным способом восприятия информации, поэтому мы все такие разные. Однако эти индивидуальные на первый взгляд способы тоже можно систематизировать. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг предложил разделять принимаемый и выдаваемый информационные потоки определенным образом, так что получилось четыре различных способа.
Все мы не раз сталкивались с людьми конкретными и рассеянными. Так вот люди конкретные, живущие «здесь и сейчас», называются «сенсориками», и информация поступает к ним прямо и последовательно. А те, которые выглядят более рассеянными, называются «интуитами», и информация к ним поступает спонтанно, в виде образов.
Выдача информации по Юнгу также происходит двумя способами. Одна часть людей выдает информацию объективно и беспристрастно, опираясь на нормы и законы, их называют «логиками». А другая – субъективно, основываясь на человеческих чувствах и отношениях – они называются «этиками».
Что же дает нам такая классификация? Начнем с того, что поскольку покер – игра, сочетающая как конкретику, так и абстрактное начало, по разному будет восприниматься сенсориками и интуитами.
Вот перед вами сидят ваши соперники. У одних – взгляд четкий, конкретный, цепкий, направленный непосредственно на объекты. Карты они держат уверенно, поза удобная, телосложение крепкое, они хорошо чувствуют пространство. Это сенсорики. Они предпочитают конкретику во всем. Им хорошо даются те занятия, ход и результат которых ясно очерчен. Они предпочитают скорее синицу в руках, поэтому не склонны делать неосторожных, неосмотрительных, непроверенных шагов.
Другие же смотрят рассеянно, отвлеченно, витая в облаках. Пальцы у них тонкие, иногда даже нервные. Они могут показаться менее уверенными в себе. Но не обольщайтесь – интуиты видят всю ситуацию как бы со стороны. Им легче, чем сенсорикам, заглянуть вперед, в будущее, представить себе возможный исход поединка. Они способны порой мгновенно оценить возможности соперников и использовать это знание себе на пользу. Там где сенсорик будет оценивать и сравнивать то, что он видит глазами, интуит легко составит впечатление на основе невидимых глазу факторов.
Обратите внимание, как ваши оппоненты смотрят на людей. Одни скользят по ним холодным, оценивающим, трезвым взглядом. Кажется, что это безжалостные и беспристрастные игроки. Логики. Они хорошо считают и видят структуру игры. Но как же трудно им считать с лиц чувства соперников. Вся их энергия моментально уйдет на просчет эмоционального состояния других людей. Им легче опираться на правила и логический расчет.
Другие же очень хорошо чувствуют и знают, что кроется под, казалось бы, непроницаемой маской соперника. У них может быть живой, приветливый взгляд. Они предпочитают понять состояние человека, его чувства, настроение, пытаются оценить – как сидящие за столом себя чувствуют, что движет ими, во что выльется их эмоциональное состояние. Это этики. Их более, чем логиков, привлекают в игре общение, возможность обменяться с соперниками эмоциями. Однако они меньше творчества проявляют в расчете комбинаций, предпочитают опираться на схемы и проверенные шаблоны.
Что же получается при сочетании этих групп? Каждый этик или логик может быть сенсориком или интуитом. И вот у нас получилось уже четыре типа, а значит – точность прогнозирования поведения вашего оппонента значительно повышается. Можно достаточно качественно и, главное, красочно описать особенности поведения за столом сенсориков-логиков, сенсориков- этиков, интуитов-логиков и интуитов-этиков. Однако, для каждого из таких описаний нужна целая статья, и я надеюсь продолжить тему в следующем номере.
Вообще, покер - игра более логическая, чем этическая. Соответственно, по моим наблюдениям, логиков в ней больше. Именно для логиков, для того, чтобы облегчить им понимание людей, Карл Юнг и придумал свою типологию. Если этика сочетается еще и с интуицией, человеку бывает тяжело играть – он слишком остро чувствует переживания – свои и соперников. Это мешает игре, хотя бывают и исключения.
Сенсориков и интуитов в покере примерно поровну. Если говорить о «живом» покере. Но вот что касается покера в Интернете – здесь бесспорно будут лидировать интуиты. Именно они спокойно могут «представить» себя сидящими за столом, в то время как они находятся перед монитором. Да им это, в принципе, и не нужно. Их воображение может построить любой виртуальный мир вокруг.
В завершение статьи хочется сказать, что это еще не все, что Юнг мог бы предложить любителям покера. Однако всему свое время. Надеюсь, вам было интересно, и каждый из вас сможет определить, к какому же типу он относится сам. Удачи !
*********************************