Исторический анекдот в трех версиях
"Когда при Луи-Филлипе в Париже шла (с большим успехом) пьеса "Казаки", которую российский посол счел оскорбительной для достоинства России и сделал по этому поводу предcтавление правительству, ему было отвечено, что правительство сделать ничего не может, потому что во Франции успех или неуспех театральной постановки всецело определяют зрители.
Тогда - по личному распоряжению Николая Павловича - посол сообщил, что коли так, то его государь пришлет в Париж миллион зрителей в серых шинелях, " ... и они эту пьесу освищут ...".
Пьесу сняли с постановки на следующий же день."
Версия 2
В 1844 г. кто-то написал во Франции пьесу «Павел I». Автор не постеснялся наделить его разными отрицательными чертами и сцену убийства его в Михайловском дворце дал, — и, конечно, успех скандальный был бы, если бы пьеса была поставлена.
Николай I написал королю Франции, что если эта пьеса будет поставлена, то он пошлёт в Париж миллион зрителей в серых шинелях, которые её освищут.
Конечно, после такого письма пьеса эта так и не увидела света.
Версия 3
В Париже решили поставить пьесу из жизни Екатерины II, где русская Императрица была представлена, мягко говоря, в несколько легкомысленном свете. Узнав об этом, Августейший Внук Екатерины Великой, Император Николай I, через нашего посланника, графа Николая Дмитриевича Киселёва, выразил своё Высочайшее неудовольствие правительству принца Луи Наполеона Бонапарта, будущего Императора Наполеона III. На что последовал ответ в том духе, что, дескать, во Франции свобода слова и отменять спектакль никто не собирается. На что Николай I повелел передать, что в таком случае на премьеру оного спектакля он пришлет 300 тысяч зрителей в серых шинелях. Едва царский ответ дошел до столицы Франции, как там без лишних проволочек отменили скандальный спектакль.