США, 1983.
Режиссёр: Годфри Реджио.
Оператор: Рон Фрик.
Композитор: Филип Гласс.Описание:"
Коянискаци - первый фильм из трилогии "
Каци" режиссера Годфри Реджио, человека, который провел 14 лет в молчании и молитвах, а затем в 1975 году неожиданно пришедшего к идее снять фильм в абсолютно новом стиле, используя запоминающиеся образы из реальной жизни и представив их в нелинейной, невербальной форме. На воплощение замысла ушло семь лет."Коянискаци" с языка североамериканского индейского племени хопи переводится как "жизнь, потерявшая равновесие". В картине раскрывается тема конфликта между двумя мирами - природой и урбанистическим обществом, движущимся с фантастической скоростью по пути прогресса к веку высоких технологий. Фильм помогает взглянуть на планету со стороны и поразмышлять о нашем образе жизни: разобщении с природой, постепенной утрате представлений об истинной красоте и подмене ее искусственной."
Фильм «Коянискаци» не был кассовым по сборам. Это не фильм-экшн. Здесь нет особых спецэффектов. Он не наводнён инопланетными существами. Это не фильм-сказка и не фильм-прогноз.
«Так что же это за фильм??» - спросите Вы.
«Коянискаци» - фильм для людей и про людей… Обычных людей, не замечающих ничего вокруг себя, погрязших в суете-спешке и умеющих ценить только те вещи, которые НУЖНО ценить…
Режиссёр Годфри Реджио дал возможность посмотреть на мир, нашу цивилизацию, как на жизнь, лишённую смысла, бесконечное мельтешение «лилипутов», «дорожную артерию»; жизнь, приходящую к своему непредсказуемому завершению, к которому она бессознательно стремится, задымляя и уничтожая природное пространство; жизнь, поглощённую технологией и научно-техническим прогрессом.
Это жизнь в беспорядке, «жизнь в конце жизни».
Судьбу этого фильма предопределила не только поддержка Фрэнсиса Форда Копполы.
«Коянискаци» по праву можно считать культовым фильмом. Он гениален как в смысловом, так и режиссёрском плане.
Это фильм без единого слова(!).
Зачем слова, если всё понятно без комментариев? Каждый понимает этот фильм так, как может понять. Без навязывания чужих мнений и смыслов. Со зрителем разговаривает только камера режиссёра.
Может быть, в 1983 году (год выхода фильма) Реджио смотрел в будущее, предугадывая, что буквально через 10-15 лет общество станет общаться беззвучно: посредством Интернет и SMS-сообщений. Сейчас нам не нужен сурдопереводчик – нас переводят компьютерные технологии.
Также режиссёрской находкой стала разбивка фильма на кадры-образы. Каждый кадр несёт в себе определённый смысл («субъективно-объективный»). И эта нить образов создаёт нечто цельное, гештальт.
На мой взгляд, «Коянискаци» – это зеркальное отражение нашего сознания – фрагментарного, клипового. Сознание же порождено новым, информационным миром, находящимся в постоянном движении, убыстряющимся день за днём (этот факт также подтверждает ускоренная съёмка фильма).
Главное послание фильма – упорядочить представление о мире, показать под другим углом то, что нас окружает, то, что давно приелось. Научить замечать незамечаемое, научить видеть по-другому. Превратить человека на 87 минут в tabula rasa. Научить человека молчать, чтобы раскрыть другие органы чувств.
И Годфри Реджио это удалось… А музыка Филиппа Гласа только усилила остроту ощущения «нового-старого» мира.
«Коянискаци» стал откровением, развенчанием человеческой жизни – «жизни, потерявшей равновесие» (именно так переводится слово «кoyaanisqatsi»).
Наш суматошный мир неустойчив, расколот на куски, но при этом мы воспринимаем его как целостное образование. Это ли не парадокс…
P.S. Готовы ли мы принять его?
---> http://www.youtube.com/watch?v=i4MXPIpj5sA