ГОБУСТАНназвание Гобустан связано с тем, что потоки дождевых и талых вод, сбегающих с гор Большого Кавказа, прорезали в скалах глубокие рытвины, овраги. Эти рытвины называют "гобу". Отсюда - Гобустан - страна оврагов.Гобустан - настоящий музей под открытым небом, волшебный и таинственный край. Это удивительно своеобразная картинная галерея. На скалах и камнях, на территории этих гор обнаружены множество наскальных изображений, стоянок, где жили наши предки, погребения с их останками, поселения последующих эпох и останками построений и другие исторические памятники. Несмотря на внешне кажущуюся сухую и обедневшую природу, Гобустан, между тем, в прошлом был краем, располагающим богатой фауной и флорой, характерной для саванны. Первобытных людей сюда влекло наличие богатого животного мира.
Еще в эпоху среднекаменного (мезолит) века в укрытиях среди скал Гобустана они разбивали стоянки, жили охотой на животных в окрестных местах, собирали съедобные дикие фрукты и растения. На протяжении тысячелетий менялась жизнь, шли века, сменяли друг друга исторические эпохи, изменяя образ жизни людей, их хозяйственную деятельность, мировоззрение и культурный уровень.
Эти изменения в древнем Гобустане отразились в наскальных рисунках и, как остатки материально-культурных памятников, откладывались в культурных пластах древних стоянок. Здесь оставили свой след и европейские захватчики: надписи, оставленные войском Александра Македонского в IV веке до н.э., и 2000-летняя скала с латинской надписью повествующая о пребывании здесь римских легионеров.
Гобустанские петрографии были случайно обнаружены в 1930-х годах археологами, ведущими здесь раскопки. Самые интересные останки были найдены в Фирузе, где было найдено 11 скелетов древних людей. Антропологическая структура человеческих черепов из могилы эпохи позднего мезолита, обнаруженной на стоянке «Фируз» показывает, что люди, населявшие Гобустан являются предками современных азербайджанцев.
Одним из самых интересных древних памятников на территории Гобустана является музыкальный инструмент -
Гавалдаш (камень-бубен). В Гобустане обнаружено 2 таких камня, умело сложенные из каменных глыб, которые при ударе издают ярко выраженный металлический звук. Один из них находится на северо-восточном склоне горы Чинкирдаг. Второй - на северо-западном склоне горы Беюкдаш. Гавалдаш не сильно отличается от окружающих его скал. При ударах по разным частям камня, он будет издавать звуки в разных тональностях. Тайна изготовления музыкального Гавалдаша глубоко уходит своими корнями в историю земли. Ученые Азербайджана узнали об этом таинственном камне в 1947 году по рассказам местных пастухов. Они же свою очередь узнавали об этом с рассказов своих дедов и прадедов. Восточная часть камня в результате постоянных ударов по нему мелкими камнями приобрела форму пианино. Племена, живущие на территории Гобустана, изобразили свои древние танцы на камнях, находящихся близ Гавалдаша, которые зажигают молодых на танцы "Яллы" (национальный танец с элементами танца в кругу). Гавалдаш - один из чудес Гобустана. Даже по сегодняшний день мы можем сыграть на ней любую мелодию. Кроме того, что Гобустан известен петрограммами, он имеет изумительный ландшафт, где есть ряд грязевых вулканов. Существует предположение, что связь между древним азербайджанским народом и скандинавами является очевидной, и первые жители этого региона Медесы были не тюркские племена, а индоевропейцы.
Изучение памятников Гобустана началось с 1939-1940 гг. и продолжается до сегодняшнего дня. Комплекс памятников Гобустана имеет мировое значение как уникальная коллекция рисунков, археологического материала и памятников жизнедеятельности первобытных людей. Истоки графики, живописи, театрального искусства, танца, других видов искусства азербайджанского народа берут начало в гобустанской коллекции памятников. Наскальные изображения прослеживаются, начиная от Гобустана на север по побережью Каспийского моря до Баку и далее на Апшероне. Часть рисунков высекались в тот период, когда в Гобустане, вероятно, был тропический климат, ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период палеолита - рыб, быков, гигантских оленей, козлов, носорогов, тигров и т.д. Изображения рыб встречаются на скалах Гобустана и датируются X - IX тысячелетиями до нашей эры. Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Силуэтные рисунки людей почти натуральной величины относятся к наиболее древним и датируются ранним периодом неолита (VIII тысячелетие до нашей эры). Кроме древних рисунков примечательна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш в Гобустане. Она относится к I веку нашей эры, между 84 и 96-м годами, и свидетельствует о пребывании римских войск близ Баку:
Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus>
Leg XII Ful.
В переводе на русский язык означает: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного". Латинский автор второй половины IV века Евтропий сообщает, что Домициан совершил четыре похода и во время одного из них был истреблен его легион вместе с полководцем. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона. О пребывании римских войск на Апшероне в I веке, возможно, говорит название селения Рамана или Романа. Название города Рамана в Малой Азии, упомянутое Бар Эбреем в XIII веке, по-видимому, также связано с римским завоеванием. Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска. Также встречаются надписи, высеченные арабским алфавитом, относящиеся к XII-XIV векам.
Наскальные изображения Гобустана по тематическому разнообразию, композиционному исполнению и хронологическим рамкам не имеют себе аналогов. Эта каменная летопись далеких веков ведает нам о корнях графического искусства Азербайджана, сцена танцев "яллы" говорит об истоках театрального и балетного искусства. Изображения лодок свидетельствуют о том, что кораблестроение в Гобустане имеет древнейшую историю. Камнем-бубном "гавалдашем", сохранившимся до наших дней еще в каменном веке пользовались в качестве музыкального инструмента, что говорит об их знакомстве с музыкой. Этот камень свидетельствует о высокой музыкальной культуре наших предков. Древние гобустанцы праздничные шествия и танец "яллы" исполняли под звуки этого камня. Танец "яллы" представлял собой ритуал, посредством которого первобытные охотники приобретали привычки быстроты и стойкости, необходимые для охоты, и вырабатывали охотничьи навыки и движения. Древние наскальные изображения наряду с разносторонней тематикой изобилуют композиционными сценами, отображающими во всем многообразии различные сферы человеческой деятельности, В них нашли свое отражение азербайджанский хороводный танец "Яллы", коллективный трудовой процесс, охота с различными видами оружия, плавание на лодке типа "Тигрис", жатва, схватки животных, нападение хищников на травоядных животных и др. Основные сведения о прочтении наскальных изображений Гобустана, уточнении их периода и цели высечения, а также о хозяйственной жизни, орудиях труда, способах охоты, культурном уровне и общественном строе, мировоззрении, традициях и обычаях стали возможны благодаря результатам проведенных здесь археологических раскопок. В Гобустане обнаружено около 6 тыс. древних рисунков. Сохранились из них всего 5-10%, остальные же в течение тысячелетий смылись под проливными дождями, выветрились, разрушались, слоями откалывались и в таком виде дошли до наших дней. Определенная же часть осталась под культурными слоями, образовавшимися под древними стоянками и поселениями.
Известный норвежский путешественник Тур Хейердал специально приехал в Гобустан для ознакомления с рисунками типа «Тигрис», выдолбленных из дерева и плетенных из камыша, интересовался результатами археологических раскопок. Он отметил, что в отличие от других мест, именно здесь впервые увидел, как изображение солнца находится не на мачте, а на передней части судна. Признав Гобустан одним из древнейших очагов высокоразвитой культуры, Тур Хейердал выразил надежду, что азербайджанские ученые раскроют тайну этой культуры. В настоящее время вопросы хронологии памятников Гобустана тщательно исследуются. В результате получены совершенно новые данные по датировке рисунков. Тема Гобустана неисчерпаема. Гобустан – это не обычный историко-художественный заповедник в привычном смысле слова. Это один из тех немногих уголков Земли ,где где время остановило свой ход вопреки известным законам. Пейзажи Гобустана вызывают те завораживающие чувства, которые всегда испытываешь при виде величия природы. Если бог и вправду лепил мир, то следы его работы видны именно здесь. Кажется, некто огромный долго мял эту землю, думая, чтобы еще эдакое из нее сотворить, да так и оставил после себя гигантские нагромождения, своей диковинной формой напоминающие то ли доисторических животных, то ли сказочных драконов. Когда-то море доходило до подножья здешних невысоких гор. Со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины. С незапамятных времен эти места считались священными, где даже змеи не жалят людей. Именно в таком месте человек должен был впервые задуматься о том, что есть что-то еще в этом мире, кроме чувства голода, холода, боли. Может быть, именно здесь он впервые почувствовал красоту окружавшего мира и попытался выразить ее, как умел.