Katamaran84:Sheval, форум - место публичное. если бы я не хотел, чтобы ко мне "лезли", я бы завёл Дневник в ворде или писал его в ЖЖ-фейсе инкогнито и никого не добавляя во френдлист. наоборот, это же только плюс, что тебе что-то советуют или предлагают свою точку зрения
к тому же, вполне рационально ты пишешь
я не так, чтобы сильно в эту всю эзотерику верю, но, скажем так, прислушиваюсь в некоторых вещах, которые мне нравятся и пришлись по душе)
Серега,
Еще одна непростая темка... Походу, в мою топку любое полено (тему) кинь, так я пол-деревни спалить норовлю...
Ну, видать, судьба такой...
Зато не холодно, и от скуки не загнусь.
Тема "не просят - не лезь", действительно, неоднозначна. Думаю, многим тоже будет интересно задуматься и посмотреть под новым для себя углом.
Конечно, я без просьбы помогу человеку на улице подняться, если он поскользнулся, а я оказался рядом. Помогу и во множестве других аналогичных случаев, даже зная, что иногда моя помощь вернется мне недовольством и вопросом "кто тебя просил?". Это бытовой уровень, на котором лично у меня не возникает сомнений и колебаний - помогать или нет? А вот если отойти от быта, то эта тема сильно усложняется.
Давай я попробую начать с примера. Мой приятель играет партию в шахматы. Чтобы убрать фактор "нанесения вреда его противнику" будем исходить из того, что играет он против компьютера. И вот я вижу через его плечо игровую ситуацию и вижу, как можно легко поставить компу мат в 3 хода. Также вижу, что мой приятель собирается сделать другой ход, который почти сразу приведет его к поражению. И вот я ему успеваю крикнуть: "Стоп! Лошадью ходи, лошадью!"
Меня он об этом не просил. Я знал (предполагал с высокой степенью вероятности), к чему такой его ход приведет. Своей подсказкой я ему "помог". А теперь, внимание, правильный
ответ вопрос: как оценить мою "помощь"? Имел ли я право лезть, когда меня об этом не просили? К чему такая моя "помощь" приведет? Как её расценит мой приятель? Вот реально попробуйте представить себе ситуацию и ответить на эти вопросы.
Это довольно банальный пример, который можно отнести к разряду "простых". В жизни же ситуации, как правило, намного сложнее. И гораздо менее очевидны.
Для развития "широты кругозора" по этому вопросу уместно будет привести пару притч.
Фермер приобрел породистого скакуна за довольно внушительную сумму, но через месяц конь вдруг заболел. Фермер позвал ветеринара, и тот, обследовав коня, заключил:
- Ваш конь заразился опасным вирусом, ему надо давать вот это лекарство в течение трех дней. Через три дня я приду его проведать и, если он не поправится, придется его усыпить.
Весь этот разговор слышала находящаяся рядом свинья.
После первого дня приема лекарства конь не выздоровел. Свинья подошла к нему и сказала:
- Давай, дружок, вставай!
На второй день - то же самое, лекарство на коня не действовало.
- Ну давай же, дружок, вставай, а то тебе придется умереть, - предупредила его свинья.
На третий день коню опять дали лекарство и вновь безрезультатно.
Пришедший ветеринар сказал:
- К сожалению, у нас нет выбора, коня нужно усыпить, потому что у него вирус, который может перекинуться на других лошадей!
Услышав это, свинья побежала к коню и давай орать:
- Ну давай же, ветеринар уже пришел, ты должен подняться - сейчас или никогда! Вставай же быстрее!
И тут конь вдруг поднялся на ноги и побежал!
- Какое чудо! - воскликнул фермер. - Это надо отпраздновать! По такому случаю зарежем свинью!
Идёт мужик по берегу болота. Смотрит, а в болоте человек барахтается. Кинулся мужик его спасать. Тянет, тянет — тяжело, мешает что-то. Наконец, кое-как он вытащил того из болота. Лежат оба на берегу, отдуваются, отдыхают.
Тот, кого он вытащил, вдруг спрашивает:
— Слышь, мужик... А зачем, собственно говоря, ты меня вытащил?
— Как — зачем? Я тебя спас!
— Спас? От чего? Я же там живу...
Мораль: нам и невдомек, что многим может просто нравиться сидеть в болоте...
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую трещинку пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.
Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы
обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Как часто нам помогали, как этой бабочке.
Но это не значит, что в мире нет места разумной, настоящей помощи.
Тут же уместно вспомнить цитату из Библии: "благими намерениями вымощена дорога в ад".
В русских народных сказках, если помните, сказочные персонажи, наделенные волшебными качествами, часто говорят героям что-то типа "если ты хочешь, чтобы я это сделал, ты должен меня об этом попросить". А иногда и попросить трижды. Это при том, что этому персонажу и без того известно, чего конкретно хочет герой. Казалось бы, зачем такие сложности?
И вообще, что теперь, не помогать, если не просят?
Правильного ответа я не знаю. Вероятнее всего, его просто нет. Думаю, тут явно применим мой универсальный
правильный ответ (ну, помните, "да", "нет", "не знаю" и т.д.).
Сейчас подумал, а как оно у меня работает? В каждой конкретной ситуации я принимаю решение о "непрошенном" вмешательстве/помощи, исходя из множества факторов. Если для "объекта помощи" нет непосредственной угрозы здоровью или причинения серьезного вреда имуществу, и этот "объект" не мой близкий родственник, то я встряну только в случае, если ощущаю сильное внутреннее побуждение. Т.е. если мне чуйка кричит, что необходимо встрять.
В эзохерическом и психологическом плане я обычно проявляю гораздо больше осмотрительности на этот счет. И даже если мне
хочется влезть, когда не просят, я стараюсь найти для этого косвенные способы, без откровенного прямого вмешательства. Как с Катамараном, например. Вроде, я и влез, но не совсем уж в лоб.
Типа, я не местный, проходил мимо, смотрю, а тут такое...
Суть этого еще и в ответственности, и в том, что можно назвать кармическими связями. Ведь если ты дал человеку прямой совет, то ты частично несешь ответственность за последствия (уж в кармическом-то смысле по-любому). Если же просто высказал свои мысли, то ответственность во многом заканчивается на уровне предоставления информации (хотя, думаю, там всё равно какие-то связи могут выстраиваться, пусть и менее серьезные).
Подведу итог. Думаю, что знание того, как, когда и чем человеку уместно помочь - это мудрость. А знание того, когда и как ему уместно помочь БЕЗ ЕГО ПРОСЬБЫ - это глубочайшая мудрость, граничащая с абсолютным знанием.
ЗЫ: так, пока всё... Приступ графомании отпустил...
Моск размял, от покера отвлекся... Что и требовалось.